Опубликовано: 4400

Битва с базаркомом: жуткие реалии бизнеса по-казахстански

Битва с базаркомом: жуткие реалии бизнеса по-казахстански Фото - Тахир САСЫКОВ

В стране на каждом углу кричат о поддержке производителей, но на деле они вынуждены бороться за право работать, обивая пороги кабинетов чиновников. Жительница села Боралдай под Алматы, которая сбывала на маленьком базарчике продукцию, выращенную ее родственниками, оказалась в центре скандала республиканского масштаба. Ее битва с местным базаркомом стала предметом дискуссий в Астане. И обнажила проблемы,

которые есть и на других базарах.

Молоко, сметана, яйца, сало… В белоснежном накрахмаленном фартуке, с прической и улыбкой на лице Любовь Павловна Гейслер 8 лет выходила к прилавку базарчика “Алатоо” и давно стала местной достопримечательностью. Клиенты приезжали за ее товаром не только из области, но и из города. Все свежее, натуральное. Шесть семей Гейслер производили свою продукцию, несколько десятков рабочих рук поставляли “фермерский продукт”, соответствующий всем нормам, идеальная документация, ни одного нарекания за годы.

Любовь Павловна говорит: торговля – это ее дело по жизни.

– Я сама окончила торговый техникум и поняла, что это мое призвание, мне уже 63 года, иногда и давление скачет, и косточки ломит, но, как выйду к прилавку, все проходит – чудо какое-то. Знакомые удивляются: как ты днями и на морозе, и в жару стоишь, а для меня это удовольствие.

Но вот уже несколько месяцев Любовь Павловна сама не своя. Ее лишили рабочего места. Из-за того, что женщина решила добиться справедливости, ей устроили “показательную порку”, и сегодня ситуация так запуталась, что расплести этот клубок интриг пытаются сразу несколько уполномоченных ведомств.

Баснословная аренда: хозяин – барин

– Зимой нам в очередной раз подняли арендную плату. За 20-тонный контейнер – 60 тысяч тенге и более, за 40-тонный – 120 тысяч, – рассказывает Любовь Гейслер. – Все на базаре стали возмущаться, платить такие деньги возможности нет, люди и так из-за падающих продаж жили несладко. Тогда все собрались и обратились с письмом о снижении арендной платы хотя бы на 50 процентов. Но базаркомы не отреагировали, я возмущалась больше всех. Потом меня перестали пускать на рабочее место. И вот уже несколько месяцев я не могу торговать, сбывать продукцию. Все лежит по домам. Семьи сидят без заработка. Как выживают люди сегодня в селах, сами знаете, а нас лишили даже этой возможности. Я решила искать правду, мне посоветовали обратиться в Международный правовой центр.

Но Любовь Павловна тогда даже не догадывалась, что этот конфликт перерастет в настоящую войну и станет предметом обсуждений в кабинетах самых разных министерств и ведомств.

Схемы укрытия налогов или доброта?

Юристы, которые взялись за дело Гейслер, попросили ее предоставить документы. Их оказалось немного, сами понимаете, какие взаимоотношения работодателей на базарах и арендаторов. Долгие годы в стране люди вообще частенько работали без каких-либо бумаг.

Но на руках у женщины оказались договоры, и в них было прописано, что арендная плата составляет всего 10 тысяч тенге. При этом торговцы стали бунтовать именно из-за баснословной аренды.

Вот за эту ниточку и ухватились контрольно-надзорные органы. И хотя доказательств, что люди платили по 60 и более тысяч, нет – ведь деньги собирала охрана, не выдавая никаких чеков, – поверить в альтруизм и меценатство базаркомов было сложно. Есть такие механизмы у налоговиков, как камеральный контроль, хронометраж и масса других методов, которые позволяют все-таки при желании пролить свет на теневые схемы. В отношении владельцев рынка было заведено уголовное дело. Сейчас оно в процессе рассмотрения. Понятно, что такой поворот дела явно не обрадовал базаркомов.

– Теперь я не могу даже зайти на рынок, за мной постоянно по пятам ходит охрана, – говорит женщина.

Гейслер и ее домочадцы так и сидят без работы, хотя все ведомства встали на защиту женщины.

Министр сельского хозяйства и финпол

Управление государственных доходов по Илийскому району возбудило уголовное дело по факту уклонения от уплаты налогов. Министерство сельского хозяйства, хоть и не может вмешиваться в дела субъектов предпринимательства, но сообщило свою позицию по данному конфликту: “Считаем арендную плату в размере 65 тысяч тенге за 2м2 завышенной. В этой связи вопрос об установлении высокой цены за аренду торговой площади будет проработан с министерством национальной экономики РК”.

Национальная палата предпринимателей “Атамекен” Алматинской области сообщила, что есть, оказывается, даже статья в законе, которая защищает права торгующих в подобной ситуации, но многие об этом даже не знают: “Поручаем принять меры по урегулированию конфликта для обеспечения возврата ИП “Гейслер” на свое торговое место на рынке в поселке Боралдай, так как, согласно ст. 387 ГК РК, отказ коммерческой организации от заключения публичного договора при наличии возможности предоставить потребителю услуги не допускается”.

В поисках правды Любовь Павловна уже дважды побывала в Астане на приеме у чиновников. После того как она обошла все кабинеты и собрала необходимые документы, администрация рынка согласилась на мировое соглашение с ней с предоставлением места на базаре.

Правда, выдвинув целый список условий. Основное из которых, конечно же, закрыть уголовное дело… То есть Любовь Павловна должна сообщить всем, в том числе и СМИ, мол, она соврала, что базаркомы требовали с людей по 65 тысяч тенге, дескать, она всегда платила те самые 10 тысяч, указанные в договоре.

Согласиться с такими условиями “дружбы” женщина не может, она отказалась от мирового соглашения:

– Я не могу попустительствовать тому, что происходит на рынке, речь не обо мне одной. Да, так получилось, что моя история стала примером. Возможно, и на других рынках страны происходит похожее, но люди молчат, отдают последний заработок, а базаркомам все мало. Но это же не сказка про Карабаса-Барабаса, и сегодня есть законы, которые позволяют защитить права торговцев, их по стране сотни тысяч человек…

Мы попытались связаться с управляющим рынком Михаилом Страховым и его матерью, на которую оформлен базар, но они, как нам сообщили, выехали за пределы страны…

Алматы

Оставить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи