Опубликовано: 2400

Идите в… гору!

Идите в… гору! Фото - Елена КОЭМЕЦ, Тахир САСЫКОВ

В Алматы от катка “Медеу” до горнолыжного курорта Шымбулак и обратно запущены микроавтобусы и такси, а въезд частного автотранспорта запрещен еще с 1 марта. Но такая забота об экологии не устраивает тех, кто живет, работает выше плотины. Намотав на своих двоих приличный километраж, люди подают сигнал SOS!

В выходной знакомые решили отправиться с детьми, гостями из другого города на Шымбулак. На парковке возле катка “Медеу” клиентов ожидали такси.

Когда узнали стоимость проезда – 750 тенге с человека в одну сторону, желание показать гостям родные красоты отпало сразу.

Ведь поездка на семерых в оба конца (на двух машинах) выходила больше 10 тысяч тенге!

– Почему здесь работает именно эко-такси, у которого один из самых высоких тарифов по городу? – сокрушался знакомый Руслан.

Въезд частного автотранспорта выше катка “Медеу” запрещен с 1 марта. Спецпропуска выдаются строго владельцам домов и тем, кто здесь работает. Как нам пояснили, это сделано для того, чтобы в горах люди могли дышать чистым воздухом, а не выхлопными газами автомобилей.

У местных жителей своя версия – дескать, высокопоставленным особам не нравится, что народ массово едет на Шымбулак, а им потом негде припарковать крутые машины.

Если смотреть на все это с точки зрения заботы о чистоте горного воздуха, идея неплохая: в выходные поток машин в сторону Шымбулака не прекращался ни на минуту. И горы – достояние алматинцев – превращаются в “душегубку”. Запуск экотакси, работающего на компримированном природном газе, в данном случае объясним. Но только его услуги оказались не по карману тем, кто живет, работает выше катка “Медеу”. Да и обычные любители природы были в шоке от тарифа – 3 000 тенге за машину в один конец.

Больше двух месяцев люди терпели финансовые издержки, километры проходили пешком, и вот их терпение лопнуло.

“Наша жизнь превратилась в кошмар”

В понедельник мы выехали на “Медеу”, чтобы разобраться, что происходит. Ради этой встречи прошагали несколько километров. Спускаться с гор не так сложно, но вот подъем может вымотать даже самого выносливого. А представьте, каково это – идти в ливень, град, что мы наблюдали здесь спустя два часа?

Интересуюсь: как получилось, что некоторые владельцы частных домов оказались без спецпропусков и теперь вынуждены парковать свои машины возле катка “Медеу”, а в горы подниматься пешком?

Как рассказали нам люди, только в Горельнике живет 10–12 семей. Говорят, крутых здесь нет, семьи перебиваются зарплатами в 32–35 тысяч тенге.

Еркебулан, бывший техник “Казгидромета”, а ныне безработный, ушел с работы, потому что плата за такси оказалась ему не по карману:

– Карточки на проезд у нас отобрали из-за того, что мы брали попутчиков, когда ехали домой, на работу. Я работал, семью кормил. А когда забрали карточку, не смог ездить на такси – просто нет денег. Шлагбаум установил парк “Медеу”. Мы общаемся с водителями такси, они говорят, что переключают машину на бензин – на газе она не тянет на крутых подъемах. Тогда какая это забота об экологии? Просто лоббирование интересов определенных компаний.

– Я живу в Горельнике, работаю лесником, – рассказывает мужчина, пожелавший не называть свое имя. – Семья у меня большая – дети, внуки, гости приезжают. Одних надо возить в университет, других – в детский сад, поликлинику, в магазин за продуктами. За день я езжу туда-сюда раз семь. Мне карточку не дают, говорят, таксую. Да, иногда я брал попутчиков, например, охранников, которые тоже не могут платить за такси. У них, как и у меня, мизерная зарплата. Сейчас наша жизнь превратилась в кошмар.

“Боимся возмущаться – а вдруг уволят с работы?”

По дороге на плотину мы встретили женщин с колясками. Разговорились. Они рассказали, что живут в общежитии структцры КЧС. Их семьям тоже не дали пропуска и, со слов женщин, запретили об этом говорить с журналистами:

– В общежитии проживает восемь семей, у всех маленькие дети. Мы оказались отрезаны от мира. Но все боятся возмущаться – а вдруг уволят с работы?

Еще жители Горельника нам рассказали, что в выходные с велосипеда упали два мальчугана:

– Вызвали “скорую”, ее не пропустили к нам. Пришлось спускать детей на такси. Одного пацана увезли в больницу, он в тяжелом состоянии.

– Когда закрылась дорога на Шымбулак, приезжали семьи из других регионов, снимали бронь гостиницы и ехали отдыхать в другие места, – говорит сотрудник Шымбулака. – Ведь ночью им нужно оставить машину и с сумками, детьми пересаживаться на два такси. После 10 мая ни одного гостя в гостинице не было… О каком развитии туризма может идти речь?

Выбор есть, но не у всех

В тот же день после обеда на Шымбулак был запущен альтернативный автотранспорт. Выходит, просящих о помощи все-таки услышали небеса?

Теперь добраться на Шымбулак с “Медеу” можно на фуникулере (сейчас он временно не работает) за 2 500 тенге в оба конца. Или на двух видах такси: ТаuLine – по 300 и GreenRide – по 700 тенге с человека в один конец. А еще по маршруту Медеу – Шымбулак теперь курсирует 18-местный Shuttle Bus, стоимость проезда в котором 200 тенге с человека. Микроавтобусы казахстанского производства работают в тестовом режиме, и скоро будет объявлена окончательная стоимость билета с учетом всех расходов. Интервал движения составляет 30 минут.

– Транспорт полностью соответствует экологическим требованиям, он отвечает стандарту ЕВРО-4. На нем установлены специальные колодки, тормозная система, чтобы при спуске летом и зимой обеспечить безопасность пассажиров, – комментирует заместитель руководителя управления природных ресурсов и природопользования Алматы Айдын КЕРМЕК.

Проект запущен совместными усилиями горакимата и Казахского географического общества. Финансируется за счет инвесторов.

Мы поинтересовались: что будет с этого иметь инвестор?

– Мы пока не знаем, автобус запускается в тестовом режиме. Через две недели станет понятно, что он будет иметь, – ответил председатель президиума КазГЕО Толеген ТАСТАНБЕКОВ.

Но если у туристов появился выбор, то местных жителей эта новость не сильно обрадовала. Они по-прежнему считают: нарушаются их права по выбору средства передвижения.

В связи с чем у местных жителей забрали пропуска на проезд, спросили мы директора парка “Медеу” Болатбека БУРИБАЕВА.

– Они должны ими пользоваться только в рабочее время. Так как они злоупотребляют, используют в личных целях, мы временно изъяли.

– Если вечером человеку приспичит в больницу или еще куда-то, как быть? Получается, они должны пользоваться только услугами такси?

– На сегодняшний день выходит так.

– Почему наверх не пропускают “скорую”?

– Такого нет, все спецмашины, которые имеют опознавательные знаки, проезжают беспрепятственно: “скорая”, пожарные, коммунальные службы.

Мы надеемся, что развитие экотуризма, работа отдельных компаний не будут идти вразрез с интересами местных жителей, которые, как и все алматинцы, тоже имеют право быть услышанными.

P. S. Когда верстался номер, стало известно: акимат Алматы взял ситуацию на контроль. Карточки на беспрепятственный проезд автомобиля будут возвращены владельцам домов, расположенных выше катка “Медеу”. Под ответственность первых руководителей Иле-Алатауского парка и других предприятий, в которых работают местные жители.

АЛМАТЫ

Оставить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи