Опубликовано: 3900

Старики-разбойники. На что Даниал Кенжетаевич поспорил с Бердибеком Машбековичем

Старики-разбойники. На что Даниал Кенжетаевич поспорил с Бердибеком Машбековичем Фото - Ибрагим КУБЕКОВ

Вот так мы долго не могли понять, что  происходит,   наблюдая за деятельностью двух областных акимов – Даниала Ахметова (Восточно-Казахстанская область) и Бердибека Сапарбаева (Актюбинская область). Казалось, они пристально и даже ревниво следят друг за другом и находятся в незримом противостоянии. Будто один посылает мяч, а второй должен его отбить. И только на неделе мы получили от заслуживающего доверия источника

информацию, которая объясняет все. Шифр разгадан. И теперь мы можем понять, что же закодировано.

Старый конь и борозда

В ноябре 2015 года, то ли накануне расширенного заседания правительства, то ли сразу после него, в кабинете Нурлана Нигматулина, руководителя Администрации Президента РК, состоялся примечательный спор. Два акима, два политических тяжеловеса – Даниал Ахметов и Бердибек Сапарбаев, обсуждали недавнее назначение молодого болашакера по имени Бауыржан Байбек акимом Алматы. Тогда было понятно, что таких вот “молодых да ранних” скоро будет достаточно много, и они вполне способны составить политическую конкуренцию “старикам-разбойникам”.

Даниал Кенжетаевич и Бердибек Машбекович быстро сошлись на том, что “старый друг лучше новых двух”, что “старый конь борозды не портит” и что “опыт не пропьешь”. Не то чтобы они сомневались конкретно в новом акиме Алматы. Но в извечном споре отцов и детей совершенно четко заняли позицию отцов: мол, люди старой закалки, такие как они, прошедшие и КПСС, и СССР, и ВЦСПС, что бы это ни значило, пережившие развал всего этого и рыночные реформы, помогавшие строить независимый Казахстан – по определению лучшие хозяйственники.

Кто-то из двух акимов даже выразился в том духе, что, мол, если б было соревнование, то по всем показателям опытный политик и руководитель обошел бы молодого, несмотря на западное образование.

В этот момент в разговор вмешался Нурлан Нигматулин. Полушутя-полусерьезно он согласился с высказанным мнением и предложил другое соревнование – не между двумя поколениями, а между представителями одного поколения. Мол, вы вот тут петушитесь, а слабо меж собой посоперничать?

То ли Ахметов и Сапарбаев находились в запале, то ли вопрос попал в самую точку, но им идея понравилась. Тут же было заключено пари, по условиям которого выигрывал тот, чья область добьется лучших результатов к концу 2016 года.

Даниал Кенжетаевич и Бердибек Машбекович пожали друг другу руки. А Нурлан Зайруллаевич разбил спор.

Так  началось большое соревнование Восточно-Казахстанской и Актюбинской областей. Определенную пикантность этому спору придает тот факт, что Бердибек Сапарбаев руководил ВКО с марта 2009-го по ноябрь 2014-го. Так что Даниал Ахметов согласился бороться одновременно с настоящим и прошлым: ему надо доказать, что он эффективнее Сапарбаева – акима Актюбинской области и лучше Сапарбаева – акима ВКО.

У кого показатели толще

Положа руку на сердце надо признать, что четких критериев оценки деятельности акимов не существует. Да, есть набор показателей (их чуть больше 20), в основном социально-экономических. Но насколько сильно они зависят от деятельности акима? Тем не менее этот фактор нельзя сбрасывать со счетов. Поэтому в заочном соревновании Даниал Ахметов и Бердибек Сапарбаев сделали определенную ставку именно на эти показатели.

А чем тут еще, кроме как большими и красивыми цифрами, меряться можно? Нет других критериев! Ну и понеслась война отчетов.

После февральских выступлений перед населением своих областей г-д Ахметова и Сапарбаева можно было подвести предварительные итоги.

Не сказать, что губернаторы пришли к промежуточному финишу ноздря в ноздрю. По одним экономическим показателям первый на полшишечки опережал второго. По другим – наоборот.

Но тут все объяснимо: в стране кризис, не хватает денег и других ресурсов. Приходится как-то выкручиваться, искать союзников на Левом берегу, придумывать разные трюки и комбинации, чтобы обойти конкурента. И при этом не забывать о народных думах, чаяниях и нечаяниях. Потому как это тоже увесистый аргумент в споре, в коем всякое социальное лыко в строку годится.

А взять парламентские выборы. Я про явку и процент проголосовавших за “Нур Отан” и его соперников.

И здесь цифирки от Даниала Кенжетаевича не сильно отличались от цифирок Бердибека Машбековича.

И за “правильную” партию, и за “неправильные”. Ничья? Нашла коса на камень? Не торопись, любезнейший читатель, все только начинается. Хотя заявления, поступки и акции спорщиков часто будто перекликаются между собой.

В споре рождаются кресла?

Соревнование двух акимов-тяжеловесов начиналось как невинная забава, шутка. Но, судя по информационным сообщениям из этих двух областей, она уже переросла в настоящее соперничество и противостояние. Почему же?

Наверное, надо сказать, какой приз полагается победителю. Что стояло на кону, когда было заключено пари?

По нашим данным, Нурлан Нигматулин пообещал победителю любую позицию – хоть в правительстве, хоть в парламенте, хоть в регионах, хоть в наднациональных органах управления. Победитель выбирает свое следующее назначение, а г-н Нигматулин оказывает всяческую поддержку, чтобы убедить Президента в правильности этого назначения. Отдельно было сказано, что, если победитель захочет уйти из “большого спорта”, у него будет и такая возможность – хоть на пенсию, хоть в какое-то тихое местечко с полным довольствием.

Согласитесь, за такое имеет смысл побороться.

Вот потому покой им обоим пока только снится.

Впрочем, уже не только им. Проверенный источник сообщил, что чуть больше года назад такой же спор Нурлан Нигматулин разбил между Бактыкожой Измухамбетовым и Нурланом Ногаевым.

Не ясно, по каким позициям они соревновались, но результат всем известен. Первый неделю назад стал спикером мажилиса, а второй поменял шило на мыло, переместившись из кресла акима Западно-Казахстанской области в кресло акима Атырауской.

Еще одна азартная парочка – Владимир Школьник и Канат Бозумбаев.

Владимир Сергеевич лишился поста министра энергетики, а Канат Алдабергенович занял его место, распрощавшись с должностью акима Павлодарской области. Видать, таковы были условия пари – суровые и беспощадные.

Не в курсе, что стояло на кону в споре Кайрата Келимбетова и Ерболата Досаева, которые в разное время возглавляли министерство экономики, но первый в прошлом году возглавлял Национальный банк, а второй был переназначен министром национальной экономики. Разница между ними сегодня в том, что Кайрат Нематович рулит Международным финансовым центром “Астана”, а Ерболат Аскарбекович победно прищуривается из казахстанского списка “Форбса”.

А зачинателями этого тайного ристалища на Левом берегу, как сообщил источник, года три назад выступили Болат Жамишев и Бахыт Султанов.

Похоже, тогда между ними чуть не случилась ничья, поскольку в ноябре 2013 оба возглавили министерства: первый – регионального развития, а второй – финансов. Но “раз пошла такая пьянка”, то кому-то в качестве бонуса должен был достаться “последний огурец”. Повезло Бахыту Турлыхановичу. Тогда он стал еще и вице-премьером.

***

Истина рождается в споре. В драке она умирает. В социалистическом соревновании не всегда побеждал сильнейший. В капиталистическом – почти всегда самый богатый. Похоже, что пари, заключаемые нашими видными “тяжеловесами”, иногда способны толкнуть страну вперед. Или в сторону. Лишь бы на месте не стоять. Поэтому мы голосуем за такие дуэли с присущим нам рабоче-крестьянским энтузиазмом. Лишь бы у нас чубы не трещали.

Ермек КАСЫМОВ, Сергей ТУНИК, Алматы

Оставить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи