Опубликовано: 5200

Как мстили в Казахстане двадцать лет назад

Как мстили в Казахстане двадцать лет назад

Об этой трагедии, разыгравшейся в ноябре 1995 года в одном из поселков Западно-Казахстанской области, нам рассказал экс-оперативный уполномоченный капитан Николай НОВИКОВ.

Смерть на рассвете

…Сырая мгла предрассветного тумана затянула окрестности, приглушая звуки, ломая привычные очертания предметов. Старый облезлый волк, бесшумно ступая, возвращался в свое логово после неудачной охоты. На узенькой тропке, что, петляя вдоль берега, терялась в густом камыше, он внезапно увидел человека, сжимавшего в руках охотничью двустволку. Застыв на месте, волк глухо зарычал, но незнакомец, не сводя со зверя тяжелого взгляда, продолжал идти прямо на него.

Оскалив желтые клыки, волк попятился, а затем опрометью кинулся прочь. Человек ускорил шаг. Он очень спешил, а его разбитое, опухшее лицо временами искажала гримаса ненависти.

Поднявшись по крутому глинистому откосу, он вышел к окраине поселка и, миновав пару дворов, постучал в окно неказистого саманного дома.

Пару минут спустя дощатая дверь отворилась, и на пороге появился высокий смуглый парень лет двадцати. Громко зевнув, он недовольно спросил:

– Ну?! Чего надо?

Гость, спрятав ружье за спину, тихо произнес:

– Это я пришел с тобой поговорить.

Присмотревшись, парень довольно ухмыльнулся:

– А! Это ты, козел! Хорошо мы тебе морду отрихтовали?

Человек, пропустив мимо ушей оскорбительный выпад, лишь тихо спросил:

– Почему ты называешь меня козлом? И за что вы втроем меня избили?

Парень, все так же ухмыляясь, ответил:

– А потому, что ты козел и есть! Думаешь, если “портачки” навел, то и погоду здесь строить будешь? Здесь мы хозяева, а тебя, урод, скоро вообще зароем!

– Нет... – покачал головой человек, направив ружье прямо в осклабившийся рот. – Это тебя зароют.

Два хлестких выстрела громыхнули один за другим, парня отшвырнуло в сторону, он еще пару минут продолжал корчиться на земле, загребая руками пыль...

Кто убийца?

…Незнакомец вынул гильзы и кинул их прямо в кровавую лужу возле изуродованной головы мертвеца. Затем, неторопливо закурив, двинулся прочь. Но, доставая из кармана пачку сигарет, он случайно выронил небольшой плоский ключ и не заметил этого.

Туман приглушил звук выстрелов, однако не настолько, чтобы их не услышали соседи. Пройдя во двор, они увидели там страшную картину: возле крыльца на пропитанной кровью земле лежал Сергей Дроздов. Верхняя челюсть и часть скулы его были снесены зарядом дроби, и казалось, что он улыбается, скаля в небо окровавленные обломки зубов...

Поэтому неудивительно, что одна из соседок тут же потеряла сознание, другую скрутил приступ жестокой рвоты, а сосед, борясь с приступами тошноты, побежал за участковым...

Опергруппа, возглавляемая следователем РОВД майором Севрюгиным, прибыла на место через два часа. Осмотрев двор и допросив соседей, майор попросил участкового представить список лиц, имевших охотничьи ружья 16-го калибра: именно такими оказались найденные возле трупа гильзы. Но ни соседи, ни местные охотники никаких зацепок дать следствию не смогли.

Удалось лишь выяснить, что убитый проживал в доме совместно с отцом, матерью и двумя младшими братьями. Но никто из них не видел убийцу, так как братья находились на рыбалке, а отец с матерью мертвецки пьяные валялись на кошме в доме. И ничего, кроме бурных рыданий и пьяных угроз в адрес неизвестного душегуба, следователь от них не добился. Самой же интересной оказалась беседа с девушкой, проживавшей по соседству.

Она сказала, что покойный никому в селе не давал проходу. Сколотив компанию из таких же бездельников, как и он сам, Дроздов вымогал у односельчан деньги и выпивку. Тех же, кто ему отказывал, Сергей беспощадно избивал.

– Я думаю, что его убил кто-то из своих, – предположила девушка. – Просто закончилось терпение...

Проверка местных охотников не принесла никаких плодов: ружья 16-го калибра были лишь у двоих, и оба они во время убийства мирно спали у себя дома. Изъяв ружья, Севрюгин направил их на экспертизу, впрочем, предполагая, что результат будет нулевой.

– Может, убийца не местный? Может, старые счеты? – размышлял следователь. – Надо проверить, не приезжал ли кто в поселок до убийства и не уехал ли кто после.

Ружье взял у нефтеразведчиков

Так в сомнениях и размышлениях пролетела еще одна неделя. Майор решил снова побеседовать с семьей погибшего парня и его односельчанами. Выгнав из гаража свой старенький “Москвич”, Севрюгин вновь направился в поселок. Правое переднее колесо спустило в пяти километрах от пункта назначения, неподалеку от нефтеразведочной вышки. А так как майор путешествовал один и не захватил с собой домкрат, то замена колеса превратилась в весьма трудоемкое мероприятие. Провозившись минут 15, упрямый следователь понял, что в одиночку ему не справиться. Зло плюнув, он направился к буровой. Заглянув в открытую дверь вагончика, Севрюгин обнаружил внутри двух здоровенных мужиков. Они сидели за столом и, по всей видимости, выпивали. Вежливо поздоровавшись, майор изложил им свои проблемы. Мужики, молча выслушав гостя, с неохотой прервали увлекательное занятие.

Сменив колесо, рабочие пригласили Севрюгина к столу. После оказанной ими помощи отказываться было неудобно, и майор согласился.

Он поднял уже третью стопку, когда взгляд случайно наткнулся на мирно стоявшее в углу ружье. Следователь, раскручивающий дело, и со стаканом – следователь. Поэтому, опрокинув стопку, Севрюгин очень даже натурально разыграл удивление:

– Ух ты! Хороша “кочерга”! Можно взглянуть?

– Гляди, нам не жалко, – благодушно разрешил хозяин ружья.

– БМ-16, “вертикалка”, 16-й калибр! – констатировал майор и, осмотрев стволы, спросил: – Охотились недавно, что ли?

– А как узнал? – поинтересовался владелец ружья. – Порохом, что ли, пахнет?

– Так порохом пахнет и нагар в стволах, – ответил Севрюгин.

– Так это я такой неаккуратный, может, с прошлого года ружье не чистил? – лукаво предположил мужик.

– Может, – согласился следователь, – но в таком случае порохом бы не пахло...

– Точно, – кивнул мужик. – Охотились недавно. Но не мы. Знакомый тут на днях заходил. Попросил ружье на уток сходить.

– Ну и как успехи? – спросил майор.

– Пару утей добыл, говорит, – ответил хозяин.

– А кто он, этот знакомый? – вновь задал вопрос Севрюгин.

– А ты что, из милиции, что ли? – пошутил мужик.

– Из нее, родимой, – сухо ответил майор, предъявляя служебное удостоверение.

Мужики молча переглянулись.

– Ну спрашивайте, – обреченно махнул рукой владелец ружья.

Оскорбил – ответил

Спустя полчаса Севрюгин, выудив из собутыльников любопытную информацию, уже мчался в управление. Влетев в кабинет начальника, майор выпалил:

– В ночь убийства некто по фамилии Белов брал у знакомых ружье, где-то шатался с ним и явно стрелял. Вернул ружье лишь на следующий день.

Полковник Кушербаев снял трубку:

– Есмагамбетова и Шутова ко мне! Собрав в своем кабинете опергруппу, полковник поставил перед ней задачу: немедленно задержать Белова. Дело несколько осложнялось тем, что подозреваемый проживал не в том поселке, где произошло убийство, а соседнем. Пройдя к нему в дом и увидев сидевшего за столом седого мужчину, Севрюгин спросил:

– Вы Белов?

– Он самый! – равнодушно ответил тот. – Я сам хотел к вам прийти, да вот все раздумывал...

– Мы можем оформить явку с повинной, – предложил следователь.

– Оформляй, мне уже все равно... – согласился Белов.

На допросе выяснилось, что Белов имеет три судимости – две за грабеж и одну за убийство.

В поселок он приехал всего год назад и, поселившись у одинокой местной жительницы, совсем уж было собрался завязать, но не получилось. Причем не совсем по его вине. Накануне убийства Белов, возвращаясь с рыбалки, вспомнил, что дома закончилась соль. И он завернул в соседний поселок к своему знакомому. Однако не успел Белов пройти и десяти шагов по улице, как к нему привязались какие-то молодые парни. Сначала они принялись издеваться над его татуировками, а затем потребовали отдать им деньги. Денег у Белова не было, а даже если бы и были, то он ни за что не отдал бы их оборзевшим соплякам. В результате произошла драка в пропорции один к трем, и Белову изрядно досталось. К тому же их главарь позволил себе обозвать его козлом. Такого оскорбления тот не мог простить никому. Наведя необходимые справки, он узнал, что фамилия обидчика Дроздов и где он живет...

Захватив ружье, Белов отправился на разборки. И если бы Дроздов извинился перед ним, трагедии удалось бы избежать. Но тот, напротив, подлил масла в огонь.

– Этот Дроздов тут давно поперек горла был, только все боялись его, – пояснил Белов. – Через пару лет этот отморозок наворотил бы здесь мяса. Так что вы спасибо должны мне сказать.

– Значит, ты  санитар общества? – уточнил Севрюгин.

– Да! – твердо ответил Белов. – Я как волк: обидели – отомстил.

Ключ, найденный во дворе Дроздовых, оказался от входной двери дома Белова. Баллистическая экспертиза по следам бойка на капсюлях гильз, найденных рядом с трупом, вынесла заключение, что Дроздов был застрелен именно из этого ружья, которое брал у знакомых Белов. Эти факты дополнили и укрепили позицию обвинения. Впрочем, Белов и сам не собирался “идти в отказ”. Суд с учетом всех обстоятельств, в том числе и смягчающих, приговорил его к 10 годам лишения свободы.

Все имена и фамилии действующих лиц изменены

Алматы

Оставить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи