Опубликовано: 5500

“Кок-Жайляу”: быть или не быть…

“Кок-Жайляу”:  быть или не быть…

У горнолыжного проекта “Кок-Жайляу”, который продолжает вызывать критику, и не только экологов и “зеленых”, но и множества простых алматинцев, имеется более достойная альтернатива, уверены проектировщики.Оказывается, еще лет 20 назад изыскания для строительства в горах Заилийского Алатау международного горнолыжного курорта проводила группа казахстанских и европейских проектировщиков. Тогда оптимальным местом специалисты

признали плато Ойкарагай в урочище Тургень и прилегающие к нему территории, расположенные в 100 км от Алматы.

Склоны Тургеньского ущелья наиболее отвечают стандартам международных горнолыжных курортов: уклон в 15–30 градусов, достаточная их ширина, многокилометровая протяженность трасс, чистый воздух и от аэропорта до базы – не более 2 часов езды.

Из-за развала СССР тот давний проект Тургеня так и остался лишь на бумаге. Но серьезные изыскания европейских экспертов показали, что ущелья рек Малой и Большой Алматинки для горнолыжных трасс международного уровня не совсем пригодны. И не только из-за невозможности объединить здесь все участки в единую систему, но и в силу близости к экологически неблагоприятному воздушному бассейну города Алматы.

– Тогда они ставили задачу: определить в Заилийском Алатау место для создания горнолыжного курорта международной ориентации, и странно, что сейчас бюджетные деньги хотят потратить еще раз на исследование того, что уже было исследовано, – сетует архитектор и горнолыжник Андрей СТАРКОВ.

Меж двух огней

– Между тем комфортабельный европейский горнолыжный курорт, о котором мечтают алматинские чиновники, – это когда турист уже из окон гостиницы видит склоны, по которым он будет кататься, и за порог может выходить уже сразу в лыжной экипировке, – продолжает Старков. – Такого на плато Кок-Жайляу точно не получится! Оно слишком маленькое и пологое. А до приличных трасс лыжникам там еще минут 30–40 придется ехать на канатке, 4–5 километров на юг. Причем не по прямой, а перевалив через Кумбель к верховьям Горельника и в соседнюю долину речки Казачки. При этом из гостиниц на Кок-Жайляу, если их там построят, туристы перед собой будут видеть тяжелое зрелище смога над Алматы. А оно больше ассоциируется с экологическим бедствием, чем с прекрасным городом. И второй раз человек на такой “курорт”, думаю, уж точно не поедет. По другую же сторону обзора будут находиться лавиноопасные склоны Кумбеля. И если этот проект начнут осуществлять, то там потребуется возводить еще и противолавинные укрепления.

– На наш взгляд, единственное, чем нужно заниматься местным чиновникам, прежде чем рассчитывать на наплыв горнолыжников из Европы, – продолжает тему другой алматинский архитектор Павел САВРАНЧУК, – это спасать воздух в Алматы! Решать проблему с транспортом и другими загрязнителями, причем радикальными мерами. А когда они ведут речь о том, как хорошо, что это так близко к городу, то в случае с Кок-Жайляу это как раз очень плохо: включить его в состав Алматы, соорудить этот комплекс – и видеть оттуда весь этот ужас над городом!

Неоправданный риск

– А вот площадка Тургень идеально подходила бы под эти цели, – уверен архитектор Старков. – Причем с минимальными последствиями для экологии. Там широкие пологие склоны, и потребуется минимальное количество планировочных работ. А главное – возможно строительство центральной альпийской деревни, от которой можно создать десятки радиально расходящихся многокилометровых трасс. Это место выше 2,5 тысячи метров, то есть выше границы леса. В Альпах все катаются на высотах от 2,2 до 3 тысяч метров над уровнем моря. Поднимаясь на такую высоту, человек две-три ночи адаптируется в гостинице и только потом выходит на трассу.

– Пожилым же людям, если они хотят на Кок-Жайляу дома построить и там постоянно жить, – продолжает Савранчук, – придется барокамеры приобретать, выравнивать давление. Если у человека сердечно-сосудистые заболевания, любой подъем в горы для него будет стрессом. На высоте развивается повышенное внутреннее давление, поскольку внешнее давление уменьшается. Это же неестественная среда обитания для человека. Кратковременное пребывание еще можно перенести, а вот от длительного проживания у пожилых людей могут происходить повышение давления, инфаркты и инсульты. Кстати, и на Шымбулаке, я вижу, жилые дома большую часть времени пустуют.

Альтернативы есть

Но что делать, если так хочется заманить в наши горы иностранных туристов?

– В качестве альтернативы неперспективному проекту “Кок-Жайляу”, – говорит Андрей Старков, – я бы предложил помимо Тургеня еще одно великолепное место – Аксайское ущелье. Тоже недалеко от южной столицы, и с пока еще не загрязненным воздушным бассейном. Возможности его на порядок превосходят существующий Шымбулак. Это выше границы леса, на альпийских лугах, где не нужно валить лес, не нужно никаких серьезных земляных работ проводить. Хорошая проветриваемость, прекрасный обзор, источники воды. Есть еще вариант для строительства крупного горнолыжного курорта – близ города Текели в Алматинской области. Там климат холоднее, и лыжный сезон длится до 5–6 месяцев в году.

– Человек, приехавший на отдых в другую страну, – продолжает архитектор Савранчук, – помимо чисто спортивного интереса должен получить еще и представление о культуре страны, ознакомиться с памятниками ее истории. И даже в этом смысле Тургень выглядит наиболее привлекательным местом для базы. Оттуда, не заходя в забитый пробками Алматы, можно попасть и к Иссыкскому кургану, и к древнему городищу Тальхир. В той же стороне расположены Чарын, Национальный природный парк “Алтын-Эмель”, комплекс царских курганов Бес шатыр и Поющий бархан. А еще минеральные источники с роскошной водой! Сейчас все коммерческие проекты делаются полифункциональными. И если бы существовал этот лыжный комплекс в Тургене, то это бы все ожило.

В тему

12 апреля 2012 года почетный президент Немецкого союза охраны природы (НАБУ), лауреат альтернативной Нобелевской премии, профессор Михаель СУККОВ и вице-президент НАБУ Томас ТЕННХАРДТ обратились к Президенту Казахстана с просьбой отказаться от строительства горнолыжного курорта.

“Мы приветствуем стремление правительства Казахстана развивать сеть особо охраняемых природных территорий, – говорится в письме. – Однако с большим сожалением мы узнали из публикаций в международной и казахстанской прессе, что часть Иле-Алатауского национального парка южнее Алматы планируется превратить в горнолыжный курорт. Намеченные под строительство участки и прилегающие к нему территории являются родиной многих редких видов животных и растений. Они, являясь всемирным культурно-природным наследием человечества, играют особую роль для номинации национального парка в Список всемирного природного наследия ЮНЕСКО.

Мы убеждены, что номинация в этот список увеличит возможности для развития туризма в парке, и это принесет бóльшую пользу, чем создание горнолыжного курорта”.

Взято из Обращения Немецкого Союза охраны природы на сайте www.greensalvation.org

От редакции

Опубликовав первый материал на эту тему, мы получили весьма негативную реакцию чиновников акимата – нам даже судом пригрозили!

И это удивительно, ведь подобные крупномасштабные проекты, особенно если на них собираются выделять бюджетные, то есть наши, налогоплательщиков, деньги, должны всесторонне изучаться. А значит, нужно бы выслушать мнение всех – даже если это не очень нравится чиновникам.

Потому мы приглашаем к разговору все заинтересованные стороны – жителей Алматы и области, спортсменов, архитекторов и туристов, ученых, чиновников горакимата и управления по туризму – всех, кому небезралично будущее южной столицы и горных склонов рядом с ней.

Мы готовы выслушать все точки зрения!

Оставить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи