Опубликовано: 3000

Кок-жайляу: Игра без правил

Кок-жайляу: Игра без правил

Во вторник, 25 февраля, на горнолыжном курорте Шымбулак прошли общественные слушания по переводу земель Иле-Алатауского национального парка в земли запаса для строительства там курорта Кок-Жайляу.

Несмотря на крепкий мороз, на слушаниях было довольно жарко.

С трудом добравшись до Шымбулака, многие граждане были возмущены тем, что столь важная общественная акция проходила в малодоступном месте. Неужели в городе не нашлось свободного зала? Люди посчитали, что управление туризма города Алматы решило таким образом ограничить число оппонентов скандального проекта. Противники строительства горнолыжного курорта Кок-Жайляу назвали эти общественные слушания “игрой без правил”. Поскольку правила таких мероприятий, принятые и утвержденные в Казахстане, были нарушены.

Цифры от лукавого

Проект перевода особо охраняемых природных территорий в земли запаса представлял “Центр дистанционного зондирования и ГИС (геоинформационные системы) “Терра” – организация, которой за эту работу полагалось 22 миллиона тенге. Его представитель Наталья ОГАРЬ изложила свой доклад и резюмировала: земли Иле-Алатауского национального природного парка площадью 1 002 гектара необходимо перевести в земли запаса для функционирования горнолыжного курорта Кок-Жайляу с количеством посещений до 10 тысяч человек в день.

Звучит весьма пафосно, хотя, если вдуматься, то эта цифра – 10 тысяч лыжников в день – выглядит фантастической. Тот, кто хоть раз побывал в урочище Кок-Жайляу, сразу скажет: такое количество людей там с трудом поместится!

А ведь для того чтобы привезти эти 10 тысяч туристов в горы, потребуется около 200 многоместных автобусов или не менее 2,5 тысяч легковых авто! И где парковать всю эту технику? Она же все ущелье заполонит!

Такое впечатление, что все эти цифры от лукавого и организаторы даже не пытаются их ни осмыслить, ни опровергнуть. Ну а под нереальные цифры закладывают столь же нереальные деньги.

Поговорили – и забыли?

Уже не раз говорилось, что любимое алматинцами Кок-Жайляу – одно из самых не- подходящих мест для строительства горнолыжного курорта. Снега там не так много, и лежит он недолго. Воды для искусственного оснежения нет. Значит, придется прокладывать водопровод, другие коммуникации, а это огромные затраты. А кроме того, серьезный риск – горные склоны могут не выдержать такой нагрузки, сползут.

Потянут ли рядовые казахстанцы цены на услуги курорта с искусственным оснежением? Будет ли он доступным?

Эти вопросы, как на заезженной пластинке, повторяются из раза в раз при обсуждениях проекта. Сторонники строительства говорят о курорте мирового масштаба и наплыве иностранных и своих туристов, а противники – об отсутствии подходящих для этого горнолыжных склонов в районе Кок-Жайляу. Но кажется, что никто друг друга не слышит. И все эти обсуждения проводятся лишь для галочки.

Один из алматинских пенсионеров на слушаниях высказался весьма эмоционально. Обращаясь к авторам проекта, аксакал сказал: “Вы абсолютно не знаете жизнь внутри Кок-Жайляу. Я восемь лет каждое воскресенье отдыхаю там. И знаю, сколько человек в сутки проходит по Кок-Жайляу зимой, летом и круглый год. Вот докладчик нам доложила о том, как много было обработано материалов. Но не учла всего лишь один фактор – тот, который побьет все ее доводы! Это человеческий фактор, психологический фактор народа, жителей Алматы. А он в XXI и XXII веке должен стоять на первом месте.

Вы не подумали о тех полутора миллионах человек, которых нет на этих слушаниях, но которые живут в Алматы!”.

После этих слов зал разразился аплодисментами и криками поддержки: “Браво!”.

Частный капитал важнее гор?

Свои вопросы задал и известный общественный деятель Петр СВОИК:

– Это технико-экономическое обоснование перевода особо охраняемых земель в земли запаса – вторичное. А опирается оно на предыдущее ТЭО, утвержденное без общественного обсуждения. Кстати, это ТЭО строительства горнолыжного курорта Кок-Жайляу скрыто от публики. Потому можем опираться только на резюме к нему. И у нас есть серьезные вопросы к этому документу. К примеру, там значится, что сначала в эту драгоценную землю вкладывается 450 миллионов долларов бюджетных денег, около 250 миллионов на дороги, электро-, водоснабжение и канализацию, а потом предположительно за 160 миллионов долларов все построенное, в том числе гондольная дорога Медеу – Кок-Жайляу, лыжные трассы с подъемниками, горнолыжная деревня с электрической и водопроводной инфраструктурой, отдается частным владельцам. Зачем?

 – И вытекающий из этого вопрос, – продолжил Своик. – В ТЭО сказано: когда построенное за 450 миллионов бюджетных долларов и инфраструктуру продадут частникам за 160 миллионов, частники вложат туда еще 900 миллионов долларов. Но зачем, если всё уже построено? Что еще потребует таких вложений? Выдержит ли хрупкий пятачок Кок-Жайляу столь массированную атаку частного капитала? И о каком сохранении экологии тогда можно будет говорить?


Оставить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи