Опубликовано: 2800

Cлово и дело. Космический размах Марата Игали

Cлово и дело. Космический размах Марата Игали

В активную политику Марат ИГАЛИ вошел относительно недавно, с назначением на пост председателя Комитета индустрии туризма Министерства индустрии и новых технологий в августе 2013-го. И сразу приковал к себе внимание. Но больше не собственными достижениями, а конфликтами в сфере туризма. Представляем нового героя традиционной рубрики "КАРАВАНА" "Слово и дело".

Космическая утопия?

Есть что-то завораживающее в ракете, которая вот-вот оторвется от земли и унесется ввысь. Если подойти к делу с деловой сметкой, можно зарабатывать миллионы только на “живом” запуске ракет. Пример такого подхода – США. Космический центр имени Кеннеди – самое посещаемое место во Флориде. Три миллиона туристов ежегодно. Тур на старт ракеты стоит всего 440 долларов на двух человек. Тут же работают масса кафе и ресторанов, музеи, кинотеатры, действуют автобусные туры, позволяющие посетителям заглянуть в самые разные закрытые места парка, парк ракет. Космодром Байконур тоже можно превратить в туристическую Мекку. И регулярно власти Казахстана объявляют о намерении развивать туризм на космодроме. Отметился на этом поприще и Марат Игали. В декабре 2013-го он даже встретился с руководителем космического агентства России Олегом Остапенко.

– Байконур притягивает к себе не только как объект для сотрудничества в области космоса, но еще и как объект туризма. Учитывая место расположения комплекса “Космическая гавань”, наш проект рассматривается как конечная цель турпродукта на пути Шелкового пути Кармакши – Коркыт-Ата – Байконур, – процитировала пресс-служба космодрома слова Марата Игали.

Заявлялось также, что уже сделана экспертиза проектно-сметной документации, проведены благоустройство территории и строительно-монтажные работы. Это было еще в декабре 2013 года. Меж тем вопрос о строительстве так и не решен. Судя по всему, “Роскосмос” не собирается помогать Казахстану зарабатывать на космодроме. Да никогда и не собирался. Ведь проекты привлечения туристов на Байконур предлагаются россиянам уже больше десяти лет, но ни один не был запущен. Россияне строят космодром “Восточный” на Дальнем Востоке, чтобы перенести запуски туда. Тогда Байконур будет интересен только сталкерам и собирателям лома, но никак не туристам.

Последствия бардака

История с “Гульнар Тур”,  видимо, самое мутное событие для ведомства Марата Игали. Вопросов – масса, домыслов – множество. Но как решить проблему так, чтобы наши туристы не оказывались брошенными за рубежом, никто не знает. Среди всех версий меня заинтересовали два факта, при сопоставлении которых можно понять, что в туристическом бизнесе сложился организованный бардак. “По их словам (руководства “Гульнар Тур”), у них возникли финансовые затруднения, и их подвели турецкие партнеры и киргизский авиаперевозчик”, – заявил Марат Игали 10 июля в разгар кризиса вокруг туристов, оставшихся в Турции по вине туроператора “Гульнар Тур”.

18 июля в статье “КАРАВАНА” “Гульнар Тур”. “Разбор пролетов” указывалось, что оператор продавал на июль билеты авиакомпании “Джет Эйр”. Хотя ее свидетельство эксплуатанта истекало 30 июня. Интересно, как рассчитывали в считанные дни продлить серьезный документ, обойдя установленные законом сроки? Понятно, что ни один бизнесмен не будет так рисковать бизнесом: потерять все, бежать из страны. Выходит, сама процедура получения этих авиационных документов была обыденной, но, видимо, не забесплатно. Раз так, то владелец компании был уверен, что все пройдет спокойно. Но что-то не срослось. Уже сейчас долг туроператора превысил 30 миллионов тенге. Такая сумма связана со схемой работы: компания покупала чартерный рейс, затем продавала пакеты билетов партнерам. Но после девальвации тенге число туристов резко упало, упали и обороты турфирм. Поэтому оператор не покрыл убытки к сроку.

Эта история наглядно демонстрирует: аналитической работой в туристической сфере в Казахстане не занимается никто. Хотя это прямая обязанность Комитета индустрии туризма – вовремя просчитать риски и предупредить о них участников рынка.

После того как ситуация потребовала принятия экстренных мер со стороны государства, Марат Игали объявил, что разрабатывается законопроект, в котором хотят создать финансовые механизмы и гарантии. Какими они будут? И не подорвут ли и без того шаткое положение многих турфирм? Не лягут ли бременем на кошельки туристов?

Новая кормушка для “теневиков”?

Но, судя по всему, главной заботой комитета остается не развитие туризма как бизнеса, а хорошая отчетность. Для казахстанских чиновников это проще и понятнее. В этой связи примечательно предложение Марат Игали. 6 июня на встрече, посвященной Дню поддержки туризма, он сообщил, что государство не будет рассматривать происхождение денег, инвестируемых в казахстанскую туристическую отрасль:

– Мы рассматриваем такие моменты, как налоговые преференции для инвесторов, амнистия капитала. Есть опыт Турции: они объявили – происхождение всех денег, которые вкладывают предприниматели в туристический сектор, не будет рассматриваться специальными службами и государством.

Предложение примечательно тем, что владельцы “теневых” денег обычно рисковые люди, и правила игры они будут устанавливать свои. Эта "рисковость" может приводить к новым  скандалам, конфликтам между компаниями, незаконным операциям. Вот и получается, что господин Игали предлагает создать механизм легализации теневых денег? Зачем их владельцам что-то там соблюдать, если они уже получают выгоду?

Оставить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи