Опубликовано: 2100

"Приехали!" Что связывает звезд из Top Gear и алматинских школьников

"Приехали!" Что связывает звезд из Top Gear и алматинских школьников Фото - Тахир САСЫКОВ

Пару сотен алматинских школьников лишили возможности увидеть старт “Прогресса МС-02” с космодрома Байконур 31 марта, хотя тур был заказан еще в феврале. Самая популярная в мире автомобильная программа TopGear, ведущие которой собирались снять там часть своего сюжета, посвященного тест-драйву супернавороченного “Гелендвагена”, – тоже пролетела, хотя и  англичане договаривались заранее. Случайное

совпадение?

В социальных сетях градус комментариев зашкаливал. Если верить родителям пострадавших школяров, никаких официальных и разумных объяснений отказа от организаторов поездки они не получили. Им просто вернули деньги. Версий случившегося можно настругать здоровенную поленницу, но кому от этого легче?

Другое дело TopGear – всемирно известное ТВ-шоу, которое смотрят более двух миллиардов зрителей планеты. Если “гировцы” желали где-то снять свою программу, то им там на бездорожье чуть ли не красную ковровую дорожку расстилали. А в Казахстане вдруг обломилось.

У кого отказали “тормоза”?

Согласно официальной версии, TopGear потеряла 720 тысяч долларов из-за спора казахстанских и российских авиавластей. 27 марта 60 членов съемочной команды программы, отсидев почти сутки в московском Шереметьеве, вернулись в Лондон – потому как Казахстан временно запретил “Аэрофлоту” выполнять рейсы в нашу страну. Это типа “ответки”: потому что Россия якобы не дала разрешение на пролет казахстанских бортов над территорией РФ в Монголию.

Комментарии с обеих сторон все эти дни были достаточно противоречивыми. В общем, конкуренты “назло бабушке” отморозили себе не только уши, но и авторитет уронили ниже допустимой глиссады. А смысл? Запрет сняли 28 марта. Гости могли бы успеть оформить вылет. Но не пожелали?

Согласно “идиотской” версии, циркулирующей в Инете, весь этот детектив затеял бывший лучший ведущий TopGear Джереми Кларксон. Типа стало завидно, что его “наследники” снимут самое горячее на Байконуре на фоне запуска ракеты и автоприключения “Гелендвагена” в самой безбашенной по части соблюдения ПДД области республики – Южно-Казахстанской (а скорость – это страсть и смысл жизни мистера Кларксона). Вы в это верите?

Согласно “автомобильной” версии, российские поклонники TopGear из числа больших госчиновников обиделись, что “гелик” будут гонять по казахстанскому бездорожью, а не по уральскому, сибирскому, поволжскому ну и прочим регионам федерации, где бездорожье гораздо длиннее и страшнее, чем у нас. Взять хотя бы отрезок от Хабаровска до Иркутска – там лет пять назад даже президент Путин проехал на “Ладе-кажется-Гранте”. Кстати, тогда у всего местного населения временно изъяли охотничьи ружья. Наверное, чтобы изделие российского автопрома не расстреляли в сердцах?..

Согласно “политической” версии, в последний момент руководство Би-би-си вдруг вспомнило, что космодром хотя и находится в Казахстане, но подчиняется России. А Великобритания поддерживает санкции США против Кремля. Стало быть, стоп машина? Впрочем, некоторые комментаторы считают, что это Россия в качестве ответных санкций тормознула экипаж TopGear…

Понятно, что все это только предположения. А истина где-то рядом?

Всё для ЭКСПО, всё для туриста!

Кстати, свой вариант, почему школьники не попали на пуск носителя “Прогресс МС-02”, дал руководитель кызылординского ТОО “Бюро туризма “Сырдария” Жандос МУБАРАК. По его мнению, тут никакого детектива:

– В конце января российское предприятие ЦЭНКИ (“Космодромы России”) определило список туристических компаний, которым официально разрешено возить туристов на космодромы Байконур и Восточный. Сейчас там чуть более 40 фирм, включая семь казахстанских. Сначала говорили, что этот список окончательный. Но недавно мы узнали, что он может и расширяться, и сокращаться. Возможно, эта фирма не попала в список ЦЭНКИ.

– Но вы уже вывозили людей на запуски ракет. Что-то изменилось после этого?

– Наша областная ассоциация сейчас ведет активные переговоры с акиматом и представителями Роскосмоса. Надо признать, что в преддверии ЭКСПО-2017 нам идут навстречу.

– В чем именно?

– Похудел список необходимых документов. Понятно, что всех гостей будут проверять компетентные органы, но другие административные барьеры тоже сокращаются. Так что мы продолжим возить на Байконур граждан Казахстана, гостей из ближнего и дальнего зарубежья.

– Жандос, но сам город ничего особенного собой не представляет…

– А мы и возим туда без ночевки: если честно, там и гостиницы не очень, и мест в них часто не хватает. А так – ну Музей космонавтики, монтажно-испытательный комплекс, стартовая площадка… На это и светового дня за глаза хватит. Поэтому в качестве бонуса предлагаем клиентам гастрономическо-культурные продолжения: охота-рыбалка, посещение сакрального комплекса Коркыт-ата. Мы вообще хотим связать космос и культуру Казахстана. Посетителям Всемирной выставки это должно быть интересно.

– Наш турист в своей массе неприхотлив. Иностранцы же привыкли к комфорту…

– А мы уже этим занимаемся. Прорабатываем туры на автобусах из Алматы в Байконыр. Дорога-то сейчас очень неплохая – участок трассы Западная Европа – Западный Китай. Сами проехали этим маршрутом, определили, что нужно сделать для улучшения придорожного сервиса: заправки, места ночевки и питания, точки дополнительных услуг. И передали свои предложения в акиматы. Несколько уже в стадии реализации. Кстати, по маршруту Астана – Байконур тоже есть идеи…

P. S. До недавнего времени космодром посещали не более 500–600 туристов в год. Ожидается, что в ходе проведения ЭКСПО-2017 (с 10 июня по 10 сентября) их число составит от 35 до 50 тысяч. Тем более что некоторые старты перенесены на май, июнь, июль, август и сентябрь 2017 года, когда ожидается основной наплыв желающих воочию увидеть космические старты. К этому времени там построят смотровые площадки для гостей и увеличат количество авиарейсов из Астаны и Алматы.

Оставить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи