Опубликовано: 6300

Рвачи без границ. Как уходят сотни миллионов через госзакупки

Рвачи без границ. Как уходят сотни миллионов через госзакупки Фото - Ибрагим КУБЕКОВ

Госзакупки в нашей стране происходят с нарушениями либо по глупости, либо из корысти. А чаще – по обеим причинам. Такая мысль пришла мне в голову, когда я начал разбираться с одним-единственным конкурсом по закупкам услуг для РГП “Республиканский центр развития здравоохранения”.

Летом прошлого года РЦРЗ объявил, что хочет купить “услуги по изготовлению и размещению информационных материалов на ТВ, радио и в печатных СМИ”. Сумма – чуть меньше 110 миллионов тенге. В конкурсе приняло участие 9 компаний. Их заявки не соответствовали требованиям, изложенным в конкурсной документации.

Кто-то указал, что будет привлекать для выполнения работы команду, в которой есть журналист, но не предоставил диплома, кто-то не приложил перечень работ режиссера, кто-то не подтвердил, что у него есть “профессиональная линейка видеообъективов”.

Не буду обсуждать, что это за требования такие, но факт остается фактом – к участию в конкурсе не допустили 8 компаний из 9.

А с девятой компанией – ТОО “Едiге-пресс” – получилось весьма интересно. С точки зрения председателя конкурсной комиссии Санджара Уралова, который являлся заместителем генерального директора РЦРЗ, компанию допускать к конкурсу тоже было нельзя, потому что квалификация (специальность) журналиста не соответствовала требованиям конкурсной документации. Замечу: такая ошибка была практически у всех участников конкурса. Но остальные голосовавшие члены конкурсной комиссии нарушений не увидели.

Итак, 9 голосов распределились следующим образом: один член комиссии высказался против того, чтобы допускать ТОО “Едiге-пресс” к участию в конкурсе, 4 – за, еще 4 вообще не голосовали (10-й член комиссии – ее секретарь).

Эти четверо неголосовавших – большая загадка. Все они – работники РЦРЗ, возглавляют различные его структурные подразделения. Почему нельзя было обеспечить их голосование, непонятно. Разве что только кто-то не хотел, чтобы они голосовали?

А дальше – дело техники:

21 июля выходит протокол конкурсной комиссии о допуске к конкурсу ТОО “Едiге-пресс”, 22 июля – приказ о том, чтобы заключить договор с ТОО “Едiге-пресс”, а 24 июля – протокол конкурсной комиссии о закупе услуг из одного источника, ТОО “Едiге-пресс”.

Причем договор был заключен “на всю катушку” – на полную сумму, предусмотренную бюджетом, это почти 110 миллионов тенге.

Просто повезло

“Насколько это все законно?” – задались мы вопросом. Ведь дело не только в данном конкретном конкурсе, хотя 110 миллионов тенге – деньги немалые. Бывают недочеты и упущения, и госорганы стараются их исправить. Это понятная ситуация: все мы люди, и всем нам свойственно ошибаться. Но совсем другое дело, когда это не единичная ошибка, а системное нарушение, вошедшее в практику стремление схитрить, “сделать шарик-малик” на госзакупках.

А давайте спросим сам Республиканский центр развития здравоохранения, решили мы. Возможно, они и сами уже поняли, что сделали что-то не так. В таком случае они нам расскажут, как так получилось, как они исправились и что сделали, чтобы такого не было впредь.

Не тут-то было! Все ответы на наши вопросы выглядят как попытки замести следы, запутать назойливых журналистов. Руководство РЦРЗ ведет себя, как нашкодивший первоклассник, разбивший любимую мамину вазу, – юлит, выкручивается и никак не хочет признаваться. Однако это не ваза, а бюджетные средства, и речь идет не о шалости, а о нарушении закона.

Мы спросили тогдашнего гендиректора РЦРЗ  Ж. К.Исмаилова, как же они могли признать заявку ТОО “Едiге-пресс” соответствующей квалификационным требованиям и требованиям конкурсной документации, если из девяти членов конкурсной комиссии только 4 признали эту компанию соответствующей всем требованиям, в то время как 4 члена вообще не голосовали, а председатель комиссии был против?

И Жумагали Казыбаевич на голубом глазу ответил нам, что “решение конкурсной комиссии… считается принятым, если за него подано большинство голосов от общего количества членов конкурсной комиссии”.

Но если в комиссию входит 9 человек, то 4 голоса “за” никак не могут считаться большинством! Или у Республиканского центра развития здравоохранения иная арифметика?

Не отвечая на наш вопрос, руководство РЦРЗ старается не признавать нарушения закона, но ссылается на требования Правил проведения госзакупок, которое очевидно нарушает! Значит, они прекрасно понимают, что нарушение налицо, но объяснить его не могут и просто пытаются “забить баки” цитатами из нормативных документов.

Но дальше – больше. Мы спросили: “Каким образом и на основании чего у ТОО “Едiге-пресс”, несмотря на все вышеизложенное, все-таки были закуплены услуги способом из одного источника?”. Мы действительно не могли понять, как можно было заключить договор при наличии столь вопиющих и неприкрытых нарушений.

И знаете, что они нам ответили? Что договор заключен в соответствии с приказом, который издан в соответствии – внимание! – с Законом “О государственных закупках”. Прямо как в “Бриллиантовой руке” – “опись, протокол, сдал, принял, отпечатки пальцев”…

“Почему же вы заключили договор на всю сумму, на все 110 миллионов тенге?” – спросили мы. Ведь это был конкурс, каждый участник предлагал свою цену, и наверняка были предложены и другие суммы – всегда есть кто-то, кто готов сделать работу дешевле. И знаете, какой ответ мы получили? Простой, как сибирский валенок: “Заявка на участие в конкурсе была представлена ТОО “Едiге-пресс” на всю выделенную сумму по лоту”.

То есть мало того, что победителя выбрали меньшинством голосов, так еще и по случайному – совершенно случайному – стечению обстоятельств выбранная компания подала заявку на всю сумму! Я не видел заявку ТОО “Едiге-пресс”, но, если верить РЦРЗ, в ней была указана точная сумма – с точностью до сотых тенге: 109 миллионов 250 тысяч 147 тенге 21 тиын с учетом НДС. Настоящее везение!

“Имелись замечания…”

И знаете, товарищи из Республиканского центра развития здравоохранения настолько уверены в своей правоте и безнаказанности, что к своему ответу на двух страничках прислали приложение на 91 странице – в том числе все копии протоколов, на которые я ссылаюсь. Да, их можно найти на сайте госзакупок, но рвачи… прошу прощения, врачи из РЦРЗ даже не постеснялись нам их показывать, хотя у нас, когда мы его читали, перед глазами стояла надпись огромными буквами: “Подставной конкурс”.

Ладно, может быть, мы не правы. Может быть, несмотря на все несуразности, выбранная компания все-таки хорошо сделала свою работу, подумали мы. И потому задали еще один вопрос: “Не могли бы вы предоставить информацию о выполнении со стороны ТОО “Едiге-пресс” своих контрактных обязательств (копии актов выполненных работ)?”.

Никаких копий актов нам не прислали. Но выяснилась любопытная подробность: оказывается, у РЦРЗ “имелись замечания по представленным ТОО “Едiге-пресс” актам выполненных работ, а также исполнению договорных обязательств со стороны ТОО”. В связи с этим Республиканский центр развития здравоохранения в октябре 2015 года подал иск в суд о признании ТОО “Едiге-пресс” недобросовестным участником госзакупок и расторжении договора о госзакупках.

Иными словами, сначала РЦРЗ сделал все, чтобы выбрать именно ТОО “Едiге-пресс” поставщиком, а спустя четыре месяца подал в суд, чтобы расторгнуть договор.

И вы знаете, на чьей стороне оказалось правосудие? В иске РЦРЗ отказано. Таково решение судьи межрайонного экономического суда Астаны от 14 декабря 2015 года. Специалисты центра не смогли доказать, что ТОО “Едiге-пресс” плохо выполняет условия договора. Более того, они даже не соблюли требования Закона “О госзакупках” о том, что истец обязан подать иск против недобросовестного поставщика “не позднее 30 календарных дней со дня, когда ему стало известно о факте нарушения”. Вообще складывается впечатление, что в РЦРЗ законодательство о госзакупках не читали – да и зачем, если не собираешься его соблюдать?

Капля в большом море

Многое становится понятным, когда посмотришь на кадровую чехарду в этом центре. Странный конкурс, в котором было выбрано ТОО “Едiге-пресс”, состоялся, когда директором РГП был Байжунусов Эрик Абенович. В августе 2015 года к руководству центром пришел Исмаилов Жумагали Казыбаевич, и уже в сентябре возникло недовольство ТОО “Едiге-пресс”. А сейчас исполняющим обязанности генерального директора РГП “РЦРЗ” является Абилдаев Тлеухан Шилдебаевич.

Мы ничего не можем утверждать, конечно, мы и не утверждаем, но исходя из казахстанских реалий можем предположить: по какой-то причине один руководитель очень хотел отдать 110 миллионов тенге ТОО “Едiге-пресс”, а затем новый руководитель оказался недоволен, что такую сумму отдали именно ТОО “Едiге-пресс”.

В общем, на этом одном конкретном примере мы поняли, что центр развития здравоохранения надо бы назвать центром развития здравоохрЕнения. Во всяком случае, такое чувство мы испытали, когда ознакомились с историей передачи в частные руки бюджетных 110 миллионов тенге.

Но ведь это РГП существует не само по себе! Ведь оно подчиняется министерству здравоохранения и социального развития! Неужели в министерстве не знают, что творится в подчиненном госпредприятии?

И вот тогда мы поглядели на закупки, которые ведет это министерство. И поняли, что проблема гораздо страшнее и глубже, что 110 миллионов – это капля в море, большом море распределения бюджетных средств на самые разные нужды: начиная с “пропаганды повышения имиджа работников здравоохранения” за 13 миллионов тенге и заканчивая “обеспечением функциональной деятельности департамента информатизации здравоохранения” за 1,5 миллиарда тенге. Соответствующие вопросы мы уже направили министру Тамаре Дуйсеновой.

Уважаемая Тамара Касымовна, мы рассчитываем на точные ответы по существу. Очень, знаете ли, не хочется думать, что все закупки в вашем ведомстве проходят так же, как в РЦРЗ!

АЛМАТЫ

Оставить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи