Опубликовано: 63500

Воры целыми бригадами съезжаются в Алматы со всего СНГ

Воры целыми бригадами съезжаются в Алматы со всего СНГ Фото - Тахир САСЫКОВ

Казахстан и прежде манил разномастных любителей чужой собственности, проживающих на постсоветском пространстве, а уж теперь, в эпоху всемирного экономического кризиса к нам едут целыми бригадами.

Криминал меняет ориентацию

Руководство МВД утверждает, что в последние годы полиции удалось сбить градус криминального напряжения, поэтому количество таких преступлений, как, например, умышленные убийства и разбойные нападения, заметно сократилось. И это действительно так. Однако беспокоит то, что в преступном мире наблюдается явная смена приоритетов: около 70 процентов от всех видов преступлений на сегодня составляют кражи, мошенничества и грабежи.

Пальму первенства в своих липких руках цепко держат воры. С начала текущего года на их боевом счету уже около 160 тысяч (!) краж. И не следует относиться к ним легкомысленно: мол, ну и что, подумаешь, кошелек стащили, ведь не убили же... Радоваться тут нечему, так как именно кражи причиняют потерпевшим гражданам самый ощутимый материальный вред.

Например, недавно в Талдыкоргане суд приговорил к 6,5 года лишения свободы гражданина, который похитил из ломбарда денег и драгоценностей (только вдумайтесь!) на 861 миллион 405 тысяч тенге! Этот ущерб претендует на лавры одного из самых значительных за последнее время.

При этом именно кражи остаются самыми тяжелыми для раскрытия преступлениями. По словам директора департамента государственного языка и информации МВД РК Алмаса САДУБАЕВА, раскрываемость краж в среднем по стране составляет 37,2 процента.

Алматы – центр криминального притяжения

Самым лакомым кусочком, с точки зрения воров, является Алматы, тут и людей больше, и добыча “жирнее”. Бывший заместитель начальника отдела по борьбе с кражами чужого имущества управления криминальной полиции ДВД Алматы подполковник Нияз БЕГАЛИ рассказал, что главная проблема – это гастролеры.

– Если раньше в Алматы съезжались воры со всего Казахстана, то теперь к ним добавились специалисты из бывших советских республик, – говорит наш собеседник. – В Алматы промышляют карманники и квартирные воры из Южно-Казахстанской, Северо-Казахстанской, Жамбылской, Алматинской и Восточно-Казахстанской областей республики, а также из Грузии, Узбекистана, Киргизии и России. Но хотя профессионализм большинства из них оставляет желать лучшего, к гостям из Грузии это не относится. Они оттачивают свое мастерство еще с царских времен и по праву считаются лучшими специалистами по кражам и мошенничеству.

В 2005 году в Алматы появились “отвлеченцы”, “работали” по 2–3 человека. Профиль – кражи из автомобилей. Пока одни отвлекали внимание водителя, другие крали из салона кейсы или барсетки. Авторами этой разновидности краж явились грузинские воры, они же обучили этому своих алматинских коллег.

Оперативникам тогда удалось задержать целое воровское землячество в составе 17 жителей грузинского города Кутаиси. Двое из них, по прозвищу Хачапури и Бек, являются ворами в законе.

Но на смену задержанным пришли другие.

Интервью с экс-вором

Как именно становятся ворами? Есть ли у них специализация? На эти и другие вопросы отвечает один из самых “уважаемых” в прошлом воров-карманников, который в общей сложности провел за решеткой более 12 лет, а ныне – завязавший с преступным прошлым законопослушный гражданин по имени Кайрат.

– У вас прозвище было?

– Да, меня знают как Кайру Коктемовского.

– Когда и почему вы стали вором?

– Это случилось в 1979 году, тогда я учился в 9-м классе алма-атинской школы № 51. В те времена в моде были кожаные монгольские пиджаки и джинсы. Но денег, чтобы их купить, у моих родителей, научных сотрудников, не было. Джинсы фирмы Levis (“левисы”) и Wrangler (“врангеля”) стоили 200 рублей, а Riorda могли доходить до 300, как и кожаный пиджак монгольского производства. Поэтому нам, пацанам, оставалось только мечтать об этом шмотье. Но в один прекрасный день в наш двор забрел мужик средних лет, посидел с нами, выпил и предложил обучить желающих “шарить по карманам”. Это был один из самых знаменитых алма-атинских воров – Марат.

На какие касты делятся воры?

На карманников, “домушников” (квартирные воры), “отвлекальщиков-барсеточников”, “медвежатников” (специалисты по сейфам – таких в Казахстане и раньше почти не было, а сейчас уж точно нет), скотокрадов (барымтачи) и “глобалистов”, которые тащат все, что под руку подворачивается.

В свою очередь “домушники” делятся на “слесарей” (профессионалы по отпиранию замков всех систем) и “зубил” (специалисты по грубому вскрытию запорных устройств).

Карманники подразделяются на “верхушечников”, “хирургов”, “выбивальщиков”, “писарей” и “маэстро”. Первые воруют только то, что лежит на поверхности, “хирурги” используют специальные спицы, крючки и тому подобный инвентарь. “Выбивальщики”, ловко ударяя по карманам или сумкам, вытряхивают оттуда портмоне, банкноты или сотовые телефоны. “Писари” взрезают одежду и портфели кусочками безопасных лезвий, которые предварительно ломают на четыре части, придают им трапециевидную форму и кладут себе за щеку. Смоченный слюной кусочек бритвы режет быстро и бесшумно. “Маэстро” полагаются только на свои ловкие руки, они у них чрезвычайно чувствительные, гибкие и нежные.

Где и как “работают” карманники?

– Там, где больше людей, – в общественном транспорте, на рынках и в торговых центрах. После того, как Марат обучил меня с пацанами, мы ездили на гастроли не только по Казахской ССР, но и в РСФСР. Хоть я и был “маэстро”, не надо думать, будто залезть в чужой карман так уж просто. От возбуждения сердце колотится так, что давление зашкаливает за 200! Обычно мы навещали те города, в которых находились крупные производственные предприятия, и приурочивали свой визит к дню зарплаты. Ждали, когда в автобус набьется побольше трудяг, и начинали “работать на пропаль”.

– Это как?

– Я вытаскивал портмоне и тут же передавал его своему напарнику, а он – третьему участнику группы. Поэтому, даже если жертва обнаруживала, что ее обокрали, и указывала на меня, операм предъявить мне было нечего. Чтобы доказать мою вину, необходимо обнаружить и изъять похищенное. А его не было! Правда, случалось, что нас ловили и били смертным боем. Но нечасто.

– Сколько удавалось добыть за день?

– От 200 до 1 000 рублей. Так у нас появились и джинсы, и кожаные куртки.

В 1981 году я поступил в политехнический институт, а потом меня с напарником “взяли на кармане” опера из Калининского РОВД. Отсидел 4 года, вышел, восстановился в институте, потом снова сел, и так далее до 2003 года включительно. Отсидев в крайний раз, я вышел и намертво завязал.

Как спасти свой карман?

Мы спросили Кайрата, как же уберечься от карманников? И он дал нашим читателям ряд ценных советов:

– не носите деньги или кошелек в руках, портфеле, кейсе или полиэтиленовом пакете.

– отправляясь в магазин или на рынок, спрячьте портмоне во внутренний или боковой карман и держите его под постоянным наблюдением.

Конечно, это не спасет вас от “маэстро”, но таких сейчас совсем немного. В основном к нам приезжает “бишара”, которые работают коллективно. Поэтому избегайте компаний молодых людей и девушек. Их тактика проста: они отвлекают внимание жертвы – толкают, плюют на обувь, а бывает, даже колют иголками. Поэтому не стесняйтесь, а старайтесь привлечь внимание окружающих. Кричите что есть мочи!

Алматы

Оставить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи