Опубликовано: 3200

Вело "Астана" будет биться за победы и бюджет

Вело "Астана" будет биться за победы и бюджет

Велокоманда “Астана” вступила в новый сезон с большими задачами и, скорее всего, сократившимся бюджетом. Корреспондент “КАРАВАНА” побывал на презентации клуба в столице, где вспоминали о футболе, говорили о деньгах и рекомендовали слушать ценные советы.

Рамочная система

Как вы думаете, где в Казахстане больше всего опасаются террористических акций? Нипочем не догадаетесь. Это не аэропорт Алматы, где пассажиров заставляют снимать обувь во время досмотра, и не деловой центр Астаны, а велотрек “Сарыарка”. Именно здесь, чтобы попасть в святая святых, надо проходить через рамки, а сумки пропускать через рентген.

Причины так зорко хранить объект понятны и легко объяснимы. А вдруг боевики захотят сами, не на словах, узнать, как можно построить велотрек вдвое дороже изначально установленной сметы, не понести за это никакой ответственности, а затем установить такую смету ежемесячной эксплуатации, которая позволит стоимости обслуживания всего за 15–17 лет сравняться с ценой строительства?

Режим экономии

Велокоманда “Астана” редко проводит презентации на родной территории. Куда чаще она собиралась за рубежом: в Вене или ОАЭ, к примеру. Но в канун 10-летия команды было принято решение представить публике сразу все имеющиеся в наличии коллективы: “Astana Women’s Team”, “VINO 4-Ever”, “Astana City”, “Track Team Astana” и “Astana Pro Team”. Одна из причин – экономия средств.

Президент Казахстанской федерации велоспорта Дархан Калетаев заявил, что в следующем сезоне надо ждать сокращения бюджета.

– Мы подали спонсору бюджет на согласование. Надеемся, что останемся на цифре в 18 миллионов евро. Буду откровенен, потому что я одновременно являюсь президентом Федерации велоспорта и представителем генерального спонсора: у меня есть сомнения относительно суммы финансирования команды. Это не я один решаю, но сокращения будут. Что касается бюджета остальных команд федерации – это около миллиона долларов на все проекты.

В прошлом номере “КАРАВАНА” генеральный менеджер “Астаны” Александр Винокуров рассказывал, что переговоры с арабским спонсором ни к чему не привели, и господин Калетаев это подтвердил:

– С арабами пока все тяжело. Мы уже провели два этапа переговоров и остановились на вопросе об изменении названия команды. Честно могу сказать, что для нас это неприемлемо. Сами понимаете, что “Астана” – политический проект, и вопрос изменения названия мы убрали на самом первом этапе. Теперь рассматриваются два варианта сотрудничества. Это добавление: “Астана – что-то...”, но тут мы встали в формат того, кто будет первым, – мы или они. Это также предмет споров. Второй формат, который находится на стадии переговоров, – смена генерального спонсора. Я предложил вариант без изменения названия команды, но с приходом наименования генерального спонсора на главную майку. “Самрук-Казына” остается титульным спонсором, а генеральным становится какая-то другая компания. После 20 декабря у нас состоится встреча с арабами, где мы будем окончательно обсуждать этот вопрос. Надеюсь, что к чему-то придем. Но пока больше полугода мы потратили на вопрос, кто будет значиться первым в названии, – они или мы. Бюджет мы им сверстали, отправили. Арабы дважды его перепроверяли с нашими финансистами, у них все цифры есть. Мы хотим, чтобы 50 процентов нынешнего бюджета команды взял на себя новый спонсор, который даст нам развитие.

В этот же день федерация подписала два спонсорских соглашения с казахстанскими компаниями. Одна из них принадлежит… вице-президенту организации Раимбеку Баталову. Дархана Калетаева этот факт только порадовал.

– Один из спонсоров нам даст два микроавтобуса – это тоже большая экономия. Надо учиться жить по-новому. Тучные времена прошли, – сообщил видный чиновник нацкомпании, словно предвидя еще один коллапс тенге.

Журналист “КАРАВАНА” поинтересовался у Дархана Калетаева и новой концепцией финансирования казахстанского спорта, а также тем, как регионы выделяют средства на развитие велоспорта. На первый вопрос президент федерации ответил в том плане, что, “видимо, у футбола хотят забрать деньги”, а на втором неожиданно застопорился. И тогда на помощь шефу бросился вице-президент организации Аманбек Кульчиков.

– На западе страны средств из областных бюджетов практически не выделяется. А в остальных все неплохо, – тут же сообщил Дархан Аманович.

Спасибо за советы

Впрочем, говорили на презентации “Астаны” не только о деньгах. Алексей Луценко, которого представляли в числе четырех главных гонщиков клуба, а по факту наша единственная надежда на достойное олимпийское выступление среди велосипедистов в Рио, отметил, что давления он не ощущает.

– Первый год профессиональной карьеры был тяжелым, потом появились победы и уверенность в себе. В 2015-м я одержал первую победу в профессионалах в гонке Мирового тура. Для меня она очень важна. А еще самые сильные гонщики команды видят во мне перспективного гонщика. Это приятно. Самые важные советы я слышу от Александра Винокурова. Также Фабио Ару и Винченцо Нибали подсказывают.

Сидящий неподалеку от Луценко генеральный менеджер “Астаны” вмешался немедленно:

– Леша слушает, конечно. Но не всегда! Говоришь ему: “Рви за пять километров до финиша!”. А он за 10 начинает!

Восторги Курдюкова и идеи Баталова

Сама презентация клуба, длившаяся два часа, запомнилась многим. Но гораздо больше отмечали восторги ведущего церемонии Сергея Курдюкова. Известный российский телекомментатор восхищался всем: достижениями молодых гонщиков, тем, что награждали ветеранов, а также проявил редкостную осведомленность о том, что казахстанскому велоспорту уже 100 лет.

Искренней похвалы от мэтра комментаторского цеха удостоился и Раимбек Баталов, чья двадцатиминутная речь выявила в зале уникальных умельцев спать с открытыми глазами.

Впрочем, те, кто не спал, слушали Раимбека Анваровича с большим интересом. Потому что идеи, которые он предлагает, в нашем велоспорте можно смело считать революционными.

– Мы не можем не замечать серьезного дисбаланса в положении велоспорта в стране – высокий профессиональный велоспорт развивается, а низовой, детско-юношеский все-таки требует определенного толчка. Если сегодня серьезно не взяться за развитие детско-юношеского спорта, мы можем остаться без спортивной смены. В Алматы насчитывается около 90 тысяч велолюбителей, а в двухмиллионном городе в велосекциях занимается всего 150 спортсменов, причем всех возрастов. При 90 тысячах любителей 150 человек в секциях – это маловато, – отметил г-н Баталов и тут же предложил ввести в велоспорт систему государственно-частного парт-нерства.

– В нашем случае это станет клуб “Алматы”. Государство будет представлено акиматом, а частную сторону представит Федерация велоспорта Казахстана с привлечением спонсоров. Это позволит оптимизировать бюджет и усилить контроль за эффективностью расходования бюджетных средств. Часть расходов по функционированию клуба возьмет на себя местный бюджет, часть – федерация со спонсорами. Меценаты будут иметь возможность контролировать бюджет и влиять на управление клубом. Это существенно повысит его эффективность.

Кроме этого, Раимбек Баталов сообщил о намерении начать строительство новой велосипедной структуры, включая типовые мини-школы и трассу для маунтинбайка, а также реконструкцию велотрека. Все эти шаги могут привести к тому, что спустя несколько лет, по словам бизнесмена, только в южной столице количество детей, регулярно занимающихся велоспортом, увеличится до тысячи человек.

Поживем. Увидим?

Презентация завершилась огромным количеством селфи, которые сделали зрители с велогонщиками, и миллионом розданных автографов. Особенно болельщики атаковали Винченцо Нибали, Фабио Ару и Алексея Луценко. От первых двух ждут успехов на Гранд-турах, от казахстанца – успехов в Рио. Потому что от того, как выступит команда в следующем сезоне, зависит, какое финансирование будет у клуба в 2017-м.

Алматы

Оставить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи