Опубликовано: 12200

Каким воздухом дышат алматинцы: ужасные подробности

Каким воздухом дышат алматинцы: ужасные подробности Фото - Тахир САСЫКОВ

Настоящая паника началась среди жителей Алматы, после того как заработало мобильное интернет-приложение, которое в режиме online показывало состояние воздуха в мегаполисе.

О том, что эта проблема существует, известно давно. Но насколько действительно опасен воздух мегаполиса и что предпринимает акимат? Вместе с городской службой спасения и экспертом, химиком-аналитиком мы выехали на экстренные замеры.

Я, как и многие алматинцы, узнав о том, что появилось это мобильное приложение, тут же закачала его на телефон и стала наблюдать за происходящим. Каждый раз, когда открывала программку, всплывала рекомендация остаться дома либо выехать подышать за пределы города, а уровень загрязнения зашкаливал так, что начинали трястись коленки. Шутка ли, когда показатель запыленности переваливает за 500, а должен быть ниже 300, как минимум. По крайней мере, так объясняли разработчики программы во вкладышах приложения. Там же была размещена информация, что замер производится с одной точки. Пылемер установлен на территории Казахского национального медицинского университета имени С. Д. Асфендиярова. А также размещена “правовая оговорка”, что “текущий сбор данных не дает полной картины состояния атмосферного воздуха в городе Алматы, что данные могут не соответствовать всем правилам контроля качества воздуха…”. Но эту информацию многие граждане не читали, и в городе началась настоящая паника.

В социальных сетях люди стали размещать данные приложения, организовывать группы. Это хорошо. Ведь прозвучало немало очень интересных предложений, например, наладить общественный контроль, создать “разгрузочные дни”, когда автомобилисты в добровольном порядке откажутся от выезда на личных авто. Посыпались и футуристические предложения разместить вентиляторы в горах, разгонять смог с вертолетов… В общем, тема оказалась настолько животрепещущей, что впору было объявлять эвакуацию из Алматы. Но приложение вскоре приостановило работу. Горожане начали думать, что “лавочку прикрыли”. Но, как пояснили сами разработчики, их попросили просто провести калибровку оборудования.

Поэтому мы решили сделать более детальные замеры воздуха и задействовать при этом наших городских спасателей, оборудование которых должно работать по всем правилам…

Служба спасения “обнюхала” мегаполис

Понятно, что служба спасения города занимается замерами атмосферного воздуха только в случаях крайней необходимости, существуют другие контрольные органы, такие как “Казгидромет”, но мы решили, что ситуация как раз таки экстренная и горожанам надо увидеть реальную картину, поэтому все замеры мы производили прямо на глазах жителей мегаполиса. На специально оборудованной машине мы выезжали на улицы в понедельник и среду. Замеры производил химик-аналитик службы спасения города Алматы Сергей БУРГАРТ.

– Чтобы более полно увидеть картину состояния воздуха, замером одной пыли не обойтись, необходимо использовать газоанализаторы. Эти замеры сейчас и будем производить. На состояние воздуха влияет много факторов: ветер, температура, наличие осадков, тумана. Газоанализатор – хроматограф ФГХ-1 – измеряет порядка 69 видов вредных примесей в воздухе, также используем специальные индикаторные трубки. Принцип прост, сначала воздух всасывается, идет анализ, выдается результат. В городе выбрасывается около 300 тысяч тонн отходящих газов от котельных и автомобильного транспорта в год, – говорит наш эксперт. – Особо опасными считаются тетраэтилат свинца, угарный газ, формальдегид, оксиды азота и серы. Они постепенно могут вызывать перерождение в легких, люди начинают болеть хроническими бронхитами, легочными заболеваниями. Также эти вредные выбросы могут “бить” по почкам, печени. Формальдегид образуется при недожоге бензина и дизельного топлива. Это вещество не первого класса опасности, но постепенно оно может, конечно, ухудшать здоровье. Тетраэтилат свинца может оказаться в воздухе опять же из-за автомобилей, которые используют топливо, где есть присадки для поднятия октанового числа. Бензин у нас сернистый, поэтому в выхлопах может быть много чего…

Микрорайон №6

  • СО – 3,5 мг/м3
  • NO2 – 0,03 мг/м3
  • NO –  0,35 мг/м3
  • CxHy –  8 мг/м3
  • CH2O – 0,08 мг/м3 (!!)
  • SO2 – 0,5 мг/м3 (!)

Наша первая остановка. Спальный район. Паркуемся в микрорайоне № 6. Выгружаем оборудование прямо на детскую площадку во дворе домов рядом с детским садом № 36. Тут же собираются жители.

– Дышать тяжело, пыль везде, – жалуется бабушка Людмила Титовна, которая следит за порядком во дворе. Соседи называют ее совестью двора, и не напрасно. Она внимательно изучает все приборы и показатели. Предельно допустимая концентрация превышена по формальдегиду, диоксид серы на максимально допустимых гранях.

– Двор находится недалеко от дороги, показатели в целом в норме, превышения небольшие, – заключает эксперт.

А мы едем дальше. Следующая точка – площадь Республики. Здесь постоянный поток машин, но хорошая продуваемость, заключает эксперт. И показатели не превышают нормы.

Площадь Республики

  • СО –  2 мг/м3
  • NO2 –  0,02 мг/м3
  • NO – 0,2 мг/м3
  • CxHy – 6 мг/м3
  • CH2O – 0,03 мг/м3
  • SO2 –  0,2 мг/м3

Отправляемся на знаменитый алматинский Арбат. Здесь вокруг нас собирается целая толпа зрителей. Школьники внимательно смотрят за приборами, это похлеще урока химии. У многих в телефонах есть приложение, которое наделало так много шума в городе. И, конечно же, все хотят знать, что витает в воздухе. Но газоанализатор на Арбате показывает вполне благоприятную ситуацию.

– Здесь нет машин, Арбат пешеходный, и хорошая продуваемость, – резюмирует эксперт.

Проспект Жибек жолы –  Арбат

  • СО – 2 мг/м3
  • NO2 – 0,025 мг/м3
  • NO – 0,3 мг/м3
  • CxHy – 8 мг/м3
  • CH2O – 0,05 мг/м3 (!)
  • SO2 –  0,2 мг/м3

А дальше отправляемся туда, где ПДК действительно начинает зашкаливать. На проспекте Райымбека в районе ТРЦ “Максима” фиксируется превышение оксида азота, выше нормы суммарное количество углеводородов и диоксида серы, в два раза превышает ПДК формальдегид.

То, что нижняя часть города является самой загрязненной, знают все алматинцы. Именно оттуда ранним утром черная пелена смога поднимается вверх.

Замеры делали утром, возможно, именно поэтому картина в верхней части города практически радужная. Мы не делали замеры по пыли, а также тяжелым металлам, которые могут оседать с частицами. Для этого нужно дополнительное оборудование. Но назрела реальная необходимость провести тщательное обследование. Возможно, что в акимате займутся этим вопросом. Ведь в планах развития города состоянию воздушного бассейна Алматы отведена очень внушительная часть.

Нас же интересовало несколько принципиально важных вопросов. И в акимате на них ответили с откровенностью, которая просто поразила.

Проспект Райымбека, ТРЦ «Максима»

  • СО – 3 мг/м3
  • NO2 – 0,04 мг/м3
  • NO – 0,6 мг/м3 (!!)
  • CxHy – 12 мг/м3 (!!)
  • CH2O – 0,1 мг/м3 (!!!)
  • SO2 – 0,6 мг/м3 (!!)

Вопросы к акимату…

На наши вопросы ответил заместитель руководителя департамента экологии Сержан Улдарбеков.

Будет ли произведено тщательное исследование воздушного бассейна города в связи со сложившейся ситуацией?

– Да, конечно, Алматы относится к городам Казахстана с высоким уровнем загрязнения воздуха в течение многих лет. Мониторинг загрязнения атмосферы производится ДГП “Центр гидрометеорологического мониторинга” г. Алматы РГП “Казгидромет – Алматы” на 16 пунктах в черте города. Но текущий мониторинг загрязнения атмосферы не подразумевает измерения компонентов PM2.5 и PM10, притом что данные компоненты влияют на возникновение онкологических заболеваний. И эти важные параметры планируется мониторить и взять под контроль. Согласно программе развития Алматы до 2020 года, планируется принятие мер по снижению уровня загрязнения атмосферы, а также внедрение норм Экологического кодекса Казахстана по мониторингу источников выбросов, активизация деятельности природоохранной полиции и внедрение системы информирования по уровню загрязнения (датчики замера загрязнения, интернет-портал, уличные дисплеи). Более того, в рамках данной программы предусмотрено обеспечение служб дорожно-транспортной полиции, расположенных в черте города, оборудованием по замеру выбросов от автотранспорта.

Что делать с одним из главных загрязнителей города транспортом?

– В 2014 году в городе насчитывалось 796 тысяч единиц транспорта. Ежегодный рост – 4 процента. Рост количества маятникового транспорта, въезжающего в город на ежедневной основе, – 10 процентов.

Администрацией города предусмотрено принятие мер по повышению доли общественного транспорта, использующего компримированный газ или электрическую тягу. Так, из 1 600 единиц общественного транспорта 600 автобусов эксплуатируется на экологическом топливе, что вместе с 200 энергоэффективными троллейбусами составляет 50 процентов от общего количества общественного транспорта. Кроме того, приобретено 400 единиц такси, работающих на компримированном газе.

Будет продолжена работа по установке газобаллонного оборудования на 10 тысячах автомобилей для стимулирования использования природного газа. Также будут построены три автовокзала для разгрузки города от въезжающего транспорта.

Что происходит на ТЭЦ?

– В текущем отопительном сезоне АО “КазТрансГаз-Алматы” гарантирует бесперебойную поставку газа для нужд ТЭЦ-1, расположенной на Сейфуллина – Райымбека, эта ТЭЦ полностью переведена на газ. Однако в отопительный сезон 2014 года ТЭЦ-1 вынуждена была использовать уголь и мазут по причине ограничения по поставке газа на теплоисточники со 120 м3/ч до 60м3/ч. Что касается ТЭЦ-2, расположенной в Боралдае, ее перевод на газ не представляется возможным в связи с технологической опасностью. Но мы четко будем контролировать количество выбросов, в 2014 году оно составило 32 056 тонн.

Почему частный сектор продолжает топить углем, хотя вложены огромные деньги на газификацию мегаполиса?

– Степень обеспеченности газом в Алматы достаточно высокая даже для международного уровня. Этот показатель вырос с 92 процентов в 2010 году до 96 процентов в 2012-м и 97 процентов – в 2014 году, в том числе по индивидуальным домам – 95 процентов, многоэтажным жилым домам – 100 процентов, что выше уровня других городов на 20 и более процентов. При этом только 65 процентов частных жилых домов по факту подключено к газу. Около 31 тысячи домов не подсоединены к газопроводу по причине нехватки единовременных средств на покупку газового оборудования и оплаты монтажных работ, стоимость которых по оценке составляет 300 тысяч тенге. И эти неподключенные дома отапливаются за счет твердого топлива (угля) и загрязняют атмосферу. На жилой фонд приходится 4 процента (10,5 тысячи тонн) валовых атмосферных выбросов. Но будем искать пути для решения и этого важного вопроса, сейчас проходят переговоры с поставщиками услуг, и мы найдем выход.

На сегодняшний день актуальным вопросом в сфере газоснабжения города Алматы является создание газового кольца вокруг города. Данные меры позволят решить вопросы, связанные с теплоснабжением жилых и нежилых объектов с использованием природного газа.

Разовые предельно допустимые нормы ПДК

  • Угарный газ (СО), 4-й класс опасности – 5 мг/м3
  • Диоксид азота (NO2), 2-й класс опасности – 0,2 мг/м3
  • Оксид азота (NO), 3-й класс опасности – 0,4 мг/м3
  • Суммарное количество углеводородов (CxHy) – 10 мг/м3
  • Формальдегид (CH2O), 2-й класс опасности – 0,05 мг/м3
  • Диоксид серы (SO2), 3-й класс опасности – 0,5 мг/м3

Алматы

Оставить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи