Опубликовано: 5300

Казахстанское образование в таком упадке, что спасти его может только иностранный чудо-министр

Казахстанское образование в таком упадке, что спасти его может только иностранный чудо-министр

В Казахстане теперь можно приглашать иностранцев на государственную службу. И задумались в правительстве: а куда приглашать варягов? На какую амбразуру их бросить? По-моему, все очевидно: в первую очередь надо ставить иностранца министром образования.

Последние годы доказали, что наши, доморощенные министры активно и охотно проводят реформы, но ситуация в образовании не выправляется. В точности как с тем оленем, который удивлялся: мол, я все пью, пью, а мне все хуже и хуже. Есть отдельные островки – Назарбаев Университет, Назарбаев школы, которые только отчетливее подчеркивают плачевное положение в большинстве других учебных заведений страны.

Другие в топе, а мы – в… депрессии

Со всеми этим девальвациями и внеочередными выборами вы, надеюсь, не забыли, что Казахстан хочет войти в число 30 самых развитых стран мира.

Открыл я Индекс эффективности национальных систем образования http://thelearningcurve.pearson.com/index/index-ranking – глобальное исследование, которое ежегодно делается по заказу британской компании Pearson, и что там увидел? Хотя правильнее будет спросить, чего я там не увидел. А не увидел в списке не только 30, но даже 40 лидеров нашей страны. Например, Россия там на 13-м месте (кстати, США – на 14-м), а Казахстана – нет.

Между тем этот рейтинг является одним из самых всеобъемлющих: он учитывает два важнейших фактора – когнитивные навыки и уровень образования. Первый зависит от уровня и качества чтения и понимания текста учащимися начальной школы, уровня естественно-математической подготовки учащихся средней школы, их уровня грамотности и способности применять на практике полученные в школе знания и навыки. А второй учитывает индекс грамотности населения, составленный ЮНЕСКО, и индекс совокупной доли учащихся, получающих среднее и высшее образования. И по совокупности этих факторов нас нет среди лидеров. Ничего удивительного, да?

Чиновники любят оперировать Индексом уровня образования, который составляет ООН. Действительно, он традиционно высок для постсоветских стран, так как на него влияют два показателя – индекс грамотности взрослого населения и индекс совокупной доли учащихся, получающих начальное, среднее и высшее образование. В общем, он скорее показывает уровень доступа к образованию. Так мы и там на 44-м месте! А перед нами – и Беларусь, и Россия, и Латвия, и Украина, и Грузия…

Это большие цифры. Но, наверное, каждый ощущает на себе, в какой глубокой… депрессии находится наше образование, беседуя со своими детьми о том, что происходит в школе, читая наши учебники, делая со своими чадами уроки. Мы имеем школу, которая отучает мыслить, заставляет зубрить и переписывать бессмысленные тексты. Мы имеем школу, в которой учителя потеряли всякий авторитет, потому что их не уважают дети, родители и начальство, а судя по зарплате, не уважает и государство. Мы имеем школу, в которой объем бесполезных знаний растет из года в год, при этом дети не знают элементарного.

И какими же делами на это отвечает министерство образования? Переходом на двенадцатилетнее обучение!

Школа нуждается в глубоком реформировании, но никак не в физическом увеличении количества учебных часов! Так давайте позовем тех, кто имеет опыт в таком деле, да еще и успешный опыт!

Невыученные финские уроки

Если взглянуть на Индекс эффективности национальных систем образования, который я уже упоминал, мы увидим, что первые четыре строчки занимают наши азиатские соседи – Южная Корея, Япония, Сингапур, Гонконг. Их системы образования построены на упорной работе – дети учатся с утра и до глубокого вечера. Переполненные классы, репетиторство, жесткая дисциплина – все это факторы, не радующие стороннего наблюдателя. Так что вряд ли эти цветы можно пересадить на нашу почву.

А вот дальше начинается интересное. На пятом месте находится Финляндия – единственная страна в мире, которая тратит на образование 15 процентов своего бюджета. И наибольшая часть этих средств тратится именно на школьное образование.

В школах преподают люди со степенью магистра (обязательное требование). При этом учитель – профессия авторитетная и хорошо оплачиваемая. Они проводят только 4 часа в день в школе и 2 часа в неделю посвящают профессиональному совершенствованию. Думаю, не надо говорить, что финские учителя не занимаются тем, что обзванивают родителей с просьбой пойти на избирательные участки и не организуют старшеклассников на “флешмобы” в поддержку чего бы то ни было.

Классы малочисленные. Учеба бесплатная, как и питание детей, учебники, школьные принадлежности. Выпускные экзамены есть, но это больше формальность – их результаты нужны только для поступления в иностранные вузы (привет ЕНТ). И этот обязательный стандартный тест – единственный, он проводится, когда детям исполняется 16 лет.

Уровень высшего образования в Финляндии не считается столь продвинутым, но окончившие школы прилично знают помимо финского еще как минимум два-три языка, один из которых обязательно – английский, так что они могут поступить практически в любой университет Европы.

А знаете, что самое интересное? В Финляндии приступают к еще одной глубокой реформе своего успешного образования. Там справедливо считают, что их методы преподавания устарели – нельзя, к примеру, вести преподавание по предметам. Поэтому вводится преподавание по темам или явлениям, обеспечивающее более системные знания, а также большую практическую пользу от полученных знаний. Или, скажем, они намерены в 2016 году отказаться от письменных работ в старших классах с помощью ручки – все задания будут выполняться на компьютере.

Рассказываю – и прямо напрашивается вывод: чтобы образование было столь же успешным, как в Финляндии, надо взять всё, что есть в Казахстане, и сделать ровно наоборот. Вот и весь рецепт успеха! Но никакой казахстанский министр этого не сделает. Потому и надо приглашать “экспата”, да не одного, а с командой.

Министр будущего

Почему бы нам не пригласить на работу министром образования Казахстана Марьо Киллонен – главу департамента образования Хельсинки, которая затевает новую реформу?

Или, к примеру, Паси Сальберга – автора книги “Финские уроки. История успеха реформ школьного образования в Финляндии”. Он сам работал учителем в школе, потом – преподавателем в университете, а затем отвечал за реализацию стратегии повышения квалификации в министерстве образования Финляндии. Два десятилетия он изучал систему образования Финляндии, пытаясь понять, как за 40 лет отсталая по европейским меркам финская школа стала одной из передовых в мире.

Но кого бы мы ни позвали, нужно поменять отношение к должности министра образования. У нас считается, что это – министр второго эшелона, из так называемого социального блока. Мол, министр финансов или экономики – вот это тяжеловесы, а министр образования – это так, обязательная, но ни к чему не обязывающая должность.

А ведь в современных условиях министр образования – это, пожалуй, самая политическая должность в кабинете министров. Его действия сегодня определят вектор развития страны через 10–15 лет. Не умеющие учиться, потреблять новые знания, не понимающие основных законов развития природы и общества придут к власти и поведут страну дальше – прямиком к пропасти.

Так что нет сегодня, пожалуй, более важной должности. И находиться там должен авторитетный, мощный политик, который бы умел отстаивать свою точку зрения на любых уровнях, а главное – имел бы четкое видение будущего страны через призму развития образования.

У нас, пожалуй, такого и не найдешь. Значит, зовем варягов.

И, честно говоря, не важно, откуда они будут – из Финляндии, Великобритании или Южной Кореи. Главное, чтобы им был дан карт-бланш, чтобы после обсуждения следовало утверждение, а затем – беспрекословная реализация всего намеченного. И четкая ответственность за результат – на всех уровнях, начиная с самого министра.

Спасти казахстанских эдисонов

В заключение я хотел бы напомнить довольно известную историю про Томаса Эдисона. Однажды юный Томас принес маме письмо из школы. Мама прочитала его сыну вслух, утирая слезы: “Ваш сын – гений. Эта школа слишком мала, и здесь нет учителей, способных его чему-то научить. Пожалуйста, учите его сами”.

Через много лет после смерти матери, уже став одним из величайших изобретателей, Томас Эдисон наткнулся на это письмо. Он развернул его и прочитал, что там было на самом деле написано: “Ваш сын – умственно отсталый. Мы не можем больше учить его в школе вместе со всеми. Поэтому рекомендуем вам учить его самостоятельно дома”.

Говорят, позднее Эдисон написал в своем дневнике: “Томас Алва Эдисон был умственно отсталым ребенком. Благодаря своей героической матери он стал одним из величайших гениев своего века”.

Мне кажется, главная задача реформы образования состоит в том, чтобы повышать самооценку учеников, чтобы побуждать их к развитию, к стремлению учиться, чтобы выявлять и поощрять одаренность каждого учащегося.

Увы, боюсь, сегодня в Казахстане ежегодно “гибнут” тысячи Эдисонов.

Оставить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи